Правило №1 для оптимизаторов и владельцев сайтов – собирать семантическое ядро (ключевые слова) нужно перед его разработкой. Такой подход поможет определить оптимальную структуру, исключит риски того, что часть важных запросов оказалась вне продвижения. Потом также можно вносить коррективы. Но это приводит к потере времени: пока новые страницы попадают в поисковую базу, ранжируются, конкуренты могут уже выйти в ТОП-10 и «забрать» часть трафика.
Этапы сбора семантического ядра
Приведем пример наиболее распространенного способа подбора ключевых слов. Он подходит даже для новичков без особых знаний и навыков. Отдельно отметим его преимущество: никаких специалистов нанимать не придется, как и оплачивать доступ к каким-либо платным сервисам для сеошников. Если действовать последовательно, собрать семантическое ядро (ключевые слова) сможет владелец сайта, никогда ранее не занимавшийся подобными вещами.
Шаг №1. Первичный список запросов
Работу над подбором ключевых слов для сайта желательно начинать с перечня товаров и услуг, предлагаемых компанией. Здесь можно отталкиваться от готового прайс-листа или вручную подготовленного списка, если начало деятельности только еще планируется. Он станет основой всей дальнейшей работы по продвижению бизнеса в интернете. Такой список с ключевыми словами иногда называют «маркерным», а сами слова-фразы «масками».
Пример маркерного списка
Ключевой запрос
|
Частотность
|
силандэ база
|
339
|
база отдыха силандэ
|
299
|
силандэ база отдыха официальный
|
56
|
силандэ база отдыха цены
|
14
|
силандэ база отдыха спб
|
12
|
силандэ база отдыха отзывы
|
12
|
Нередко первоначальный перечень получается очень коротким. И обычно он связан с компанией, ее брендом, представляемыми торговыми марками. На этом шаге рекомендуется приложить усилия для расширения. Например, за счет указания дополнительных услуг. В приведенном примере это может быть «отдых на озере», «отдых с детьми» и т.п. Только после «полного» наполнения появится смысл продолжать работу над семантикой.
В базу ключевых запросов желательно добавлять все товары и услуги, даже мало популярные, практически не приобретаемые. Ситуация в любой момент может измениться, и новые тренды приведут к резкому росту популярности ранее невостребованных позиций. Или они станут актуальными на короткий период вроде праздничных дней, при объявлении акции, распродажи. Сайт лучше оптимизировать заранее, чтобы потом не пришлось срочно затрачивать средства на доделки.
Шаг №2. Расширенный перечень ключевых запросов
Простейший вариант быстро расширить семантическое ядро – бесплатный сервис Яндекс.Вордстат. Он доступен по адресу https://wordstat.yandex.ru/. В нем открыт доступ к базе поисковой системы Яндекс: реальная статистика по ключевым запросам, их частота в целом, в разрезе регионов, периодов и т.д. Владелец сайта или оптимизатор может увидеть, как именно ищут, например, где отдохнуть вместе с детьми или активно провести выходные, каникулы, отпуск.
Схема работы Яндекс.Вордстат простая:
- Выберите регион продвижение. Например, Санкт-Петербург и Ленинградская область.
- Введите любой из ранее подготовленных маркеров. Возьмем «отдых за городом».
- Получите подробный список аналогичных ключевых запросов. Он будет в левой колонке.
Интересен также перечень похожих ключевых запросов, размещенный в правой колонке результатов поиска Вордстатом. Там будут синонимы, фразы, которые используют одновременно с поиском по маске, применяемой на данный момент. Например, «куда съездить отдохнуть». Фраза универсальная, но неплохо коррелируется с изначальным запросом «отдых за городом». За счет правой колонки можно пополнить маркерный список (лишнее будет удалено на последующих шагах).
Второй способ увеличить семантическое ядро релевантными запросами – включить в него фразы из поисковых подсказок. Возьмем тот же маркер «отдых за городом» и введем в поисковую строку браузера. Система автоматически предложит несколько вариантов ключевых запросов с «добавкой» вроде наименования города или коммерческой приставки (цена, недорого). Их также стоит включить в маркерный список и затем проверить через Яндекс.Вордстат.
Шаг №3. Чистка «сырого» семантического ядра
По завершении сбора максимально доступного списка ключевых слов нужно его очистить от всех «мусорных» фраз и отдельных слов. Важно оставить только те словосочетания, которые будут приводить на сайт потенциальных клиентов, а не всех подряд. Последнее создаст впечатление, что трафик поступает, но продаж это не принесет (в итоге конверсия ресурса будет существенно ниже ожидаемого). Рассмотрим основные правила очистки семантики.
Слишком низкая частотность
Один из основных способов классификации «ключей» – это частотность. Ключевые слова делятся на три группы: низко-, средне- и высокочастотные запросы. Сейчас не будем углубляться в детальный разбор, как этот показатель влияет на поисковое продвижение. Пока ограничимся общими сведениями. Так при отсеивании лишнего желательно убрать из списка слишком высокочастотные фразы. Например, слово «отдых» слишком общее и будет приводить на сайт «грязный» трафик.
Следом нужно убрать запросы-пустышки с нулевой частотой. Обычно это поисковые подсказки и фразы с большим количеством слов. Отметим, что встречаются тематики, где изначально семантика низкочастотная и для получения сколько-нибудь существенного трафика приходится оставлять 100% ключевых слов. Все индивидуально, каждую бизнес-нишу нужно продвигать по-своему, с учетом специфики направления.
Правила оценки частотности:
- Всегда ориентируйтесь на регион, где планируется продвижение. Если их несколько, то по каждому желательно оценивать показатель отдельно.
- Пользуйтесь специальными символами и операторами, поддерживаемыми поисковиками. В Яндексе для нас сейчас интересны кавычки «».
- По умолчанию Вордстат выдает так называемую общую частоту, которая включает любые добавки, в том числе «минус-слова», нерелевантные товару и услугам.
- Применение кавычек позволяет отсечь дополнительные слова и показать чистую частоту. Она обычно намного меньше, зато объективно отражает ситуацию.
Возьмем наш пример – отдых за городом. В целом по Рунету частотность фразы составляет 42 627 показов за месяц. В Санкт-Петербурге и Ленинградской области значение существенно меньше – 2 466. Если заключить фразу в кавычки, Вордстат покажет всего 62 показа за месяц. Именно этот показатель лучше использовать при прогнозировании трафика. Иначе получится оптимистичный прогноз, мало чего общего имеющий с реальностью.
В общем случае из семантического ядра убирают все запросы, которые показывают частотность при использовании кавычек меньше 10. Отдельно стоит проанализировать высокочастотные фразы, у которых заметна большая разница между общим и уточненным показателем частоты. Возможно, их чаще применяют с «хвостами» (так называют дополнительные слова, добавляемые к маске).
Слишком общие фразы
Стоит убрать из семантического ядра ключевые слова, имеющие слишком обобщенный смысл. Например, «чистый воздух» может означать как отдых за городом, на берегу озера, в лесу, так и нормы загрязненности, советы по проветриванию квартиры. Ни к чему приводить на сайт тех, кто ищет нерелевантную базе отдыха информацию. Да, это тоже потенциальные клиенты, но на данный момент их не интересуют услуги компании.
Проверить релевантность «ключей» можно по интенту, списку сайтов, выдаваемому поисковиком при вводе проверяемой фразы. В нашем примере по словосочетанию «чистый воздух» Яндекс будет отображать совершенно посторонние ссылки, на различные федеральные проекты. Перед тем, как принять решение об исключении фразы из СЯ, стоит проверить ее с приставками, которые способны повысить релевантность ключевого запроса. Например, «чистый воздух озеро силандэ».
Фразы со стоп-словами
Однозначно нужно удалить из семантического ядра запросы с наименованием конкурентов, теми брендами, которые не представлены в каталоге компании или «славятся» низким качеством. Если планируется оптимизировать коммерческий ресурс, семантику очищают от фраз с добавкой слов «своими руками», «как сделать», «инструкция», «реферат» и т.п. Они подойдут для блога, но никак не для карточек продукции или страницы описания платной услуги.
Фразы, неподходящие по направлению
Исключить из СЯ нужно любые упоминания нерелевантной ниши. Например, если услуги турбазы рассчитаны на обеспеченных клиентов, стоит убрать фразы с приставками типа «дешево, недорого» и т.п. Иначе на сайт будет приходить «не тот» контингент. Это исказит статистику, не исключено, что создаст лишнюю нагрузку на менеджеров, которые будут вынуждены отвечать на вопросы от тех, кто изначально не входит в фокусную группу потенциальных клиентов.